Портрет комиссара
Г.С. Куприн. Комиссар п/б им. Чапаева. Рисунок А. К. Боровской. 1942 г.
В Москве в Государственном Историческом музее хранятся портреты участников партизанского движения на Брянщине. Среди них есть и портрет комиссара Георгия Семеновича Куприна. Его написала известный советский график А.К. Боровская, побывавшая осенью 1942 г. на партизанской Брянщине. Г.С. Куприн – один из организаторов партизанского движения на Брянщине, секретарь Погарского подпольного райкома ВКП(б), комиссар Погарской партизанской бригады им. В.И. Чапаева. Родился в 1907 г. в д. Косимово Брянского уезда, Орловской губернии в семье крестьянина. С 1921 г. начал трудовую деятельность: работал земледельцем, лесорубом, заведующим Касимовской избой читальней, десятником дровопогруза в г. Дятьково. С 1929 по1931г. проходил службу в РККА. После демобилизации находился на партийной работе в Орловском обкоме партии. В 1940 г. Г.С. Куприн был назначен первым секретарем Погарского райкома ВКП(б).
Становление Георгия Семеновича как партийного руководителя пришлось на вторую половину1930-х гг. - очень сложное и жесткое для страны время. С одной стороны оно порождало у молодых «парт-аппаратчиков» повышенную исполнительность, а с другой – инертность и боязнь без приказа сверху проявить любую инициативу. Поэтому Г.С. Куприну в его деятельности была присуща осмотрительность и осторожность. Осуществлять руководство Погарским районом Георгию Семеновичу пришлось недолго. Район в это время был на хорошем счету: сигаретно-сигарный комбинат и торф-предприятие «Вадьковка» являлись флагманами и гордостью погарской промышленности, успехи были и в сельском хозяйстве - в 1940 г. колхоз им. Орджоникидзе был награжден орденом «Знак почета». Начавшаяся война прервала все планы и устремления жителей района.
В первые месяцы войны Г.С. Куприну как секретарю Погарского ВКП(б) пришлось решать сложнейшие задачи. Он вспоминал: «Фронт приближался к территории Орловской области. Трудящиеся Погарского района, понимая свой долг перед Родиной, работали с удесятеренной энергией на строительстве оборонительных сооружений, уборке колхозного урожая. Обмолот вели круглые сутки. Днем и ночью шло зерно на заготовительный пункт – станцию Погар. А оттуда отправлялось в тыл. К 10 августа план сдачи зерна государству был выполнен на 94%.
На Восток был отправлен и весь крупный рогатый скот, свиньи и овцы колхозов и совхозов. В глубокий тыл отправили сельскохозяйственную технику. Часть оборудования сигарного комбината направили в Москву. Другую - в Удмуртскую АССР. Готовую продукцию комбината – сигареты и табак – выдали воинским частям».
Параллельно с хозяйственной деятельностью пришлось выполнять решение Орловского обкома партии о создании истребительных батальонов, организации партизанских отрядов и подпольных групп. Г.С. Куприн, надеявшийся, что оккупации удастся избежать, к этому вопросу подошел формально, создав все на бумаге для отчетности, а накануне оккупации Погара (29.08.41.) и вовсе распустил истребительный батальон. По воспоминаниям участников п/б им. Чапаева Г.С. Куприн до конца 1941 г. по сути прятался в пос. Сталинец и в д. Карбовка, пытаясь в течение ноября и декабря руководить мелкими разрозненными партизанскими группами. Формально созданные, без всякой конспирации подпольные организации в районе, состоявшие из видных партийных и комсомольских работников были разгромлены фашистами. Только к весне 1942 г. удалось объединить группы Погарских партизан и начать активные действия. 13 мая 1942 года приказом штаба Объединенных партизанских отрядов группа партизан Погарского района во главе с Г.С. Куприным влилась в состав отряда им. Чапаева Трубчевского района под командованием В.И. Кошелева и стал именоваться отрядом имени В.И. Чапаева Погарского района. Г.С. Куприн остался в этой должности при формировании Погарской партизанской бригады им. В.И. Чапаева (26.11.1942).
Георгий Семенович как комиссар участвовал во всех крупных боевых операциях бригады и в период боев лично руководил отдельными партизанскими подразделениями. В конце августа 1942 г. при проведении гитлеровцами карательной операции против партизан «Смерть оленя» («Hirschtod»), в отсутствии командира объединенных партизанских отрядов им. Чапаева В.И. Кошелева Г.С. Куприн вместе с начальником партизанского штаба Ф.Т. Крюковым и замещавшим В.И. Кошелева П.Г. Молодовым, сумели грамотно построить оборону и удержать позиции партизан у Витемлянского моста.
Им проводилась большая массово-политическая разъяснительная работа среди партизан и населения. Как опытный хозяйственник Георгий Семенович летом 1942 г. организовал уборку урожая на подконтрольных партизанам территориях и обеспечил создание продовольственной базы для партизанских отрядов. 20 октября 1942 г Командованием объединенных п/о Западных районов Орловской области Г.С. Куприн был представлен к ордену Ленина, но по решению Военного Совета Брянского фронта был награжден орденом Красного Знамени.
Не смотря на определенные военные успехи Г.С. Куприн, оставался сугубо гражданским человеком, мягким и осторожным. С комбригом В.И. Кошелевым у них были не простые отношения, но благодаря своей мудрости и терпению он постоянно охлаждал излишний пыл Василия Ивановича и гасил назревающие конфликты, как внутри бригады, так и во взаимоотношениях с другими партизанскими командирами. Г.С. Куприн вспоминал, что: «В.И. Кошелев в трезвом виде всегда был уравновешенный и рассудительный человек, а как хватит хмельного, так терял рассудок, хулиганил, назавтра ничего не помнит, клянется больше не повторять…». Был случай, когда Кошелев в споре ударил стулом по голове начальника развед. отдела объединенного штаба майора Лопатина. Лопатин выхватил пистолет, и Куприну пришлось усмирять одного и другого и обезоружить их».
Наиболее тяжелое испытание Г.С. Куприну пришлось пережить в мае 1943 г. Во время карательной анти-партизанской операции «Цыганский барон» большая часть бригады им. Чапаева под командованием В.И. Кошелева находилась в рейде в Рамасухском лесу. Оставшаяся группа партизан, около 450 человек, которой командовал Г.С. Куприн и начальник штаба Ф.Т. Крюков должна была удерживать контроль за ж/д Витемлянским мостом и партизанской переправой. 5 мая партизаны приняли на себя сильнейший удар противника. Две недели группа Куприна героически сопротивлялась, но была фактически разгромлена и в дальнейшем распущена на мелкие группы, которые в большинстве своем были рассеяны и понесли огромные потери. Впоследствии, в произошедшем поражении, партизаны обвиняли своих командиров, которые не смогли организовать эффективную оборону из-за растерянности и паникерства. Начальник штаба Ф.Т. Крюков даже был снят с должности как «…не справившийся с обязанностями». Но как уже указывалось, полностью обвинить партизанское командование в сложившейся ситуации было бы не справедливо. Небольшой отряд партизан, растративший все боеприпасы, продовольствие и медикаменты, потерявший связь со штабом объединенных партизанских бригад Д. А. Емлютина и оказавшийся в глубокой блокаде, не смог противостоять во много раз превосходящим силам противника. Остатки своей группы Г.С. Куприн только к концу июля смог вывести в Рамсухский лес, где они соединились с основными силами бригады.
После освобождения Погарского района с осени 1943 г. по январь 1945 г. Г.С. Куприн работал секретарем Погарского района и внес большой вклад в восстановление разрушенного гитлеровцами народного хозяйства. Затем был направлен в Новозыбковский и Брасовский районы Брянской области. С середины 1950-х гг. он находился на партийной и руководящей работе в Брянском обкоме КПСС, в областном управлении сельского хозяйства и пищевой промышленности.
В 1966 г. Г.С. Куприн совместно с писателем Л.И. Парфеновым представил читателям книгу «Совесть зовет: записки комиссара». Его воспоминания были написаны ярким живым языком и вызывали у читателя большой интерес. С большой теплотой Г.С. Куприн рассказал о своих боевых соратниках, о жизни партизан и об их боевых походах. В то же время, многие участники п/б им. Чапаева считали ее не объективной, содержащей ряд не соответствующих действительности сведений. А самая большая претензия к Г.С. Куприну была в том, что он не обо всех написал. Георгий Семенович так отвечал на эти нападки: «Я не обо всех написал в книге. Этого сделать нельзя, многое вычеркнули. В бригаде было свыше 1500 человек, разве о всех напишешь, а поэтому многие обижаются. Почему обо мне не написал, почему о нем не указал?... Ну пускай не обижаются. Мне в издательстве сказали: «вы не Лев Толстой, который дал образы 550 человек в Войне и Мире».». Тем не менее, книга «Совесть зовет» сыграла большую роль в возрождении истории п/б им. Чапаева, которая была после нелепой гибели комбрига В.И. Кошелева на долгие годы забыта.
Большую работу Г.С. Куприн проделал для организации нескольких послевоенных встреч участников бригады в пгт Погаре. Умер в 1985 г., похоронен на центральном кладбище г. Брянска на аллее Героев.
Сотрудники Погарского РК ВКП (б). В среднем ряду третий справа секретарь райкома Г.С. Куприн.Погар, 1941 г.
Партизаны бригады им. Чапаева во время рейда. В центре фотографии комиссар бригады Г.С. Куприн