Вы здесь : Главная / Новости / Дневник стажировки в музеях Центральной России и Москвы.
21.11.2017

Дневник стажировки в музеях Центральной России и Москвы.

       Дневник  победителя  конкурса «Музейный десант» в номинации

«Групповые поездки по России для музейного руководства и директоров направлений»   Благотворительного фонда В. Потанина,

Директора МБУК Музей Погарского района «Радогощ» - З.С. Карман.

С 15 по 23 октября 2017 года проходила стажировка победителей конкурса В нем приняли 13 участников со всех уголков России это:

Березовская Светлана Владимировна,Муниципальное бюджетное учреждение «Музей г. Северска», г. Северск, Томская область

Валькова Мария Юрьевна, «Музей истории города Шлиссельбурга», Шлиссельбургский филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Музейное агентство", г. Шлиссельбург, Ленинградская область

Гольденберг Михаил Леонидович,Бюджетное учреждение «Национальный музей Республики Карелия», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Козловская Наталья Владимировна, Бюджетное учреждение «Музей изобразительных искусств Республики Карелия», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Конарева Юлия Юрьевна, Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского», г. Воткинск, Удмуртская республика

Литвинцев Александр Юрьевич, Государственное учреждение культуры «Нерчинский краеведческий музей», г. Нерчинск, Забайкальский край

Макурова Мария Раильевна, Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», г. Челябинск

Меньшикова Ирина Петровна, Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чувашский национальный музей», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Огурцова Ольга Сергеевна, Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова», г. Абакан, Республика Хакасия

Сорокина Иванна Анатольевна, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории города Мончегорска», г. Мончегорск, Мурманская область

Торопов Алексей Леонидович, Кировское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Вятский палеонтологический музей», г. Киров

Федянина Наталья Николаевна, Муниципальное бюджетное учреждение «Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска», г. Норильск, Красноярский край

 

Хочу рассказать о своих впечатлениях от стажировки:

     15 октября

В этот день заезда  мы поселились в  гостинице «Славянка» г. Москвы и уже сразу же познакомились  с коллегами. Затем мы отправились в Новую Третьяковку на Приветственную встречу. Всех победителей  в конкурсе «Музейный десант» в номинации «Групповые поездки по России для музейного руководства и директоров направлений» и «молодых музейных профессионалов»  приветствовали директор программ - Ирина Лапидус, ведущий координатор Ирина Актуганова и др. Затем каждый из нас представил свой музей и регион. Мы прослушали лекцию «Стратегическое планирование в музее», которую провел профессор, кавалер ордена Британской империи-  Питер Летчфорд. И понятно, что каждый из нас уже приступил к работе, потому что выступление Питера произвело на участников большое  впечатление. Он рассказывал о стратегии в музеях: почему люди идут в музей, что может им дать музей? И само видение о сегодняшнем и будущем  музеев. Как нужно сделать так, чтобы музей объединял посетителей с прошлым через настоящее? Нужно твердо знать, для чего и зачем идут люди в музей. У кого-то чувство одиночества, кто-то идет ради интереса, кто-то получить удовольствие. Какие проблемы есть у них в Британии и как с этими проблемами справляться. Ведь такие же проблемы есть у нас: проблема детей-сирот, трудных подростков, борьба с наркоманией. Как привлечь неполные семьи  в музей? Должна быть выработана концепция; допустим - привлечение молодых матерей, а затем будут ходить их дети, и дети этих детей. Что мы можем дать конкретной аудитории?. Разобраться в интересах и потребностях посетителя. И самое главное, что штат должен работать в музее не в одиночку, а как «стая рыб- все вместе».

После установочной встречи был дан приветственный ужин. Уже в первый день стажировки я поняла, что каждый день будет насыщенным и расслабляться некогда. Даже размещение нас в одноместных номерах – не давало надежды на отдых. Наступил следующий день:

16  октября.

Утро началось со знакомства с музеем истории ГУЛАГа. Музей расположился в новом здании, которое было открыто в 2015 году.  Все увиденное и услышанное  здесь, оставило большой отпечаток и поразило  масштабностью самого музея, его пространством, экспозициями и экспонатами. Все экспозиции, представленные его  куратором  Егором  Ларичевым ,смогли  перенести нас  в те отдаленные места, и  донесли до нас историю репрессированных, с которой не каждый из моих коллег в своей музейной деятельности сталкивался. Может быть, мне так близка эта тема потому, что мой дедушка Фомин Стефан Сергеевич 15 лет отбывал срок в Архангельской области, строил дорогу Кандалакша-Выборг, осужденный по ст.58. Конечно же, мы  молодые, не интересовались теми событиями, было другое время. Но мне пришлось заниматься  его  реабилитацией,  и я видела у него  слезы, когда принесла домой удостоверение  о реабилитации. И вот сейчас, когда его уже нет, когда в музее, побывав в воссозданной тюремной  камере, у сейфов, доставая личные дела приговоренных к расстрелу особой Тройкой (слава богу, что моему дедушке отменили этот приговор, и он остался жив), рассматривая модули с экспонатами, привезенными из тех бараков, посмотрев карту ГУЛАГа, слыша постоянно скрежет открываемых камер, я поняла, что  мы в наше время упустили те страшные  моменты из истории репрессированных. Но кое-что у нас в музее  есть, и используя увиденное, мы сможем открыть и в своем музее экспозицию, совместно с волонтерами попробовать узнать в своем районе , может еще кто-то из родственников тех людей продолжает жить и что-то помнит из рассказов своих близких. Прослушав координатора Социально-волонтерского центра музея Варвару Усаневич, я знала, о чем мы будем вести разговор с нашими волонтерами.    Музей насыщен  мультимедийными  экспозициями на самом высоком  уровне, а в музейном кафе можно посидеть и поразмыслить об увиденном.

Следующим мы посетили  Государственный Дарвиновский музей, основанный в 1907 году и  являющийся крупнейшим естественно- научным музеем Европы, занимающим 5 га.3 часа экскурсии по экспозициям с новыми технологиями представления естественно- научных коллекций, знакомством с миром животных, птиц, рыб, растений, насекомых и просто не хватает слов , чтобы все перечислить. Мы, из пещер с первобытными людьми, динозаврами  и ихтиозаврами, как будто бы  взлетали и приземлялись, и несмотря на усталость не прекращали восхищаться этим замечательным музеем, в котором я советовала побывать всем школьникам с родителями нашего Погарского края.  У нас в с. Юдиново есть свой замечательный  археологический музей «Палеолит», и многое можно было- бы воссоздать , применяя увиденное мною в Дарвиновском музее. День был насыщенным.  В 19.00 нас ожидала лекция «Маркетинг музейных проектов», которую провел снова Питер Лечфорд. Поздно вечером вернувшись в гостиницу, долго не могла уснуть, думая о том, что все переваривать я буду уже дома в течение нескольких дней.

Наступило  17 октября.

Как всегда рано утром мы встречались в кафе у «шведского» стола. Ежедневно, в 9-00 в конференц-зале в гостинице у нас проходили обсуждения предыдущего дня. Поделившись впечатлениями о вчерашнем дне , мы выехали  в замечательный  Государственный историко-архитектурный, художественный ландшафтный музей –заповедник «Царицыно». Это одно из самых красивых мест отдыха в Москве, где есть исторический парк с павильонами начала  19-го столетия, пруды, мосты  и дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым в 17 веке, современный парк с цветниками и фонтанами. Всего увиденного не расскажешь, потому что это нужно видеть своими глазами. Музей-заповедник занимает 402 кв.м. Не хватит и дня, чтобы обойти его. Мы прошли по дворцовой части территории. Побывали в Большом дворце с мраморными колоннами, хрустальными люстрами. Здесь мы познакомились с музейно-образовательными программами для детей, которые представила рук. отдела музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания Ольга Гартман. . Она рассказала об интерактивных программах, о проводимых  занятиях в Оранжерее, занятиях семейного клуба, проведении дней рождения в музее, выставках  и концертах с органной и джазовой музыкой и вечерах романса. А потом был обед в замечательном кафе в музейном комплексе «Царицыно»

 Я ехала в гостиницу и думала: вот бы возродить нам усадьбу Безбородько в с. Гринево и , многое, из увиденного и услышанного, можно было-бы воплотить  и у нас. А самое главное, познакомить наше подрастающее поколение  с историей Российской империи , с дворянскими усадьбами, с жизнью , бытом, традициями их хозяев.

Обсуждая на следующий день посещение музеев, не многим понравилось все как мне, ну и что же. Ведь они живут в городе и видели очень  много. А для меня все это было ново и все  доступно.

18 октября

Государственный исторический музей на Красной площади. К сожалению,  в сам музей мы не попадаем. У нас другая программа. Мы встречаемся в офисе музея. Его сотрудники встречают нас тепло, по-доброму в непринужденной обстановке. За столом, с конфетами и чашечкой кофе, мы слушаем  Анну Михайлову, Киру Фазлуллину   о новых технологиях,  о трансляциях в соц-сетях, о виртуальных выставках, о трансляциях с экскурсоводами и многое другое. Музей уходит в виртуальное пространство. Новые формы работы с аудиторией. Через волонтеров начать работу по созданию  роликов. Компьютерная графика. Состоялось знакомство с медиа-порталом музея.

Затем мы отправляемся знакомиться  с живописью. Это музей- квартира  художника Апполинария Васнецова- она находится на втором этаже. Все сохранено в том же виде, и кажется, что он сам выйдет к нам навстречу. Мебель, шторы, предметы обихода, картины-все это поражает  своей сохранностью, и даже шкура медведя на стене. Затем- дом-усадьба его брата Виктора Васнецова. Он представляет собой много- объемное сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой, с необыкновенной красотой не только снаружи, но и внутри. Такие же резные шкафы, стулья, старинные часы, которые начинают бить в определенное время и конечно же огромные по размерам картины, напоминающие нам  сказки из детства: это –« Богатыри», «Спящая  царевна»., «Царевна-несмеяна», «Ковер-самолет», «Баба Яга» и другие. Никогда не думала, что я увижу эти картины воочию. С 1986 года музей входит в состав  музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». Затем встреча с руководителем службы развития малых музеев  Третьяковской галереи Татьяной Гафар- – ее рассказ о соединении малых музеев Третьяковской галереи в одну службу развития малых музеев,  их единое планирование и общее продвижение. Очень интересная тема.  В нашей области она была- бы актуальна.

Стажировка 19 октября

Сегодня - посещение современного частного музея «Гараж», о котором много наслышана. Его основатели    Дарья Жукова и Роман Абрамович. Мы едем смотреть выставку знаменитого японского художника  Такаси Мураками - «Будет ласковый дождь». Уже подходя к зданию, увидела, что он на самом деле напоминает гараж с открытыми воротами. Сквозь стекло внутри видишь посетителей, сидящих в кафе, и уже хочется зайти туда погреться, выпить чашечку кофе.  В центре сразу привлекает внимание «золотое дерево», но оно почему-то без листьев, но очень хочется возле него сфотографироваться. У меня это получилось. Далее- экскурсия по выставке. Это первый масштабный проект  Такаси в России, объединяющий традиции Востока и  Запада. На время проекта музей «Гараж» стал домом для Кайкая, Кики, Мистера ДОБа и других персонажей мира Мураками, в которых он обращается к разным явлениям японской культуры, в том числе к классической живописи, манге, аниме и эстетике каваий. Это красочные, разноцветные, в виде мозаики смешные фигуры, картины и статуэтки. Можно еще долго бродить по музею, не прекращая удивляться. Ведь даже в туалете стены все в мозаике, сначала и не подумаешь, видя себя в зеркале, через которое ты можешь себя сфотографировать, куда ты попал. Но становится очень весело. И все же, несмотря на радостное восприятие искусства Мураками, в каждом из его произведений чувствуешь скрытую боль и отголоски  трагедии Хиросимы и Нагасаки.  Далее нас ожидает встреча с сотрудниками в образовательном центре «Гараж» и беседа с Генеральным директором  МСИ «Гараж» искусствоведом Антоном Беловым.

Запомнился архив с библиотекой, посвященный истории и теории русского и зарубежного   искусства 20-21 века, открытый для всех желающих и первый в России. Нас также знакомят с публичными программами для посетителей различных форм инвалидности- глухих и слабослышащих детей и их родителей, незрячих и слабовидящих. Знакомят с   мастер- классами по составлению икебаны и о семейных днях в музее.

Ну что ж, день завершился , а завтра мы уезжаем в Подмосковье, нас ожидает старинный город-музей Коломна.

20 октября.

В восемь утра мы выезжаем на микроавтобусе в дорогу в 100 км. Можно подумать о многом. Но наш куратор Ирина Актуганова предлагает обсудить посещение вчерашних музеев. Итак, незаметно мы подъезжаем к Коломенскому Посаду. 

Наверное, здесь нужно остановиться и порассуждать подольше. Предлагаю небольшое отступление. Культура является безусловным фактором развития территории.  Имеется ввиду не только сохранение отдельных памятников, но и исторических поселений, ландшафтов при участии всех заинтересованных сторон. И целью такого комплексного подхода  является не только сохранение объектов культурного наследия, но и оживление экономики, улучшение качества жизни людей. Среда такого рода создается только при слиянии всех актуальных практик- межсекторного и  меж-институционального партнерства, вовлечения местных и профессиональных сообществ, нетривиального фандрейзинга, проектной деятельности, привлечения новых аудиторий, творческой коммуникационной политики и пр. Вот это все объединило Коломенские музеи.  Впервые я узнала, что такое музей-навигатор. Это-музей нового формата. Его миссия- собрать воедино историческое наследие Коломны и преподнести его в актуальном формате. Музейная коллекция Навигатора знакомит с артефактами, которые определили историю, а затем нитью связывает их с территорией Посада и Кремля. Свою прогулку мы  начали  с музея- «Калачная» , который возрождает  старинный городской  калачный промысел. Нас угостили только что испеченными калачами, изготовленными только по их рецепту, с маслом и чаем.   Бойкие ведущие театрализованного представления, рассыпая  направо и налево муку и старые русские пословицы, объясняют, что перед нами не просто выпечка, а артефакты, отражающие историю России не хуже, чем Новгородские  берестяные грамоты. Мы, сытно отведавши калачей,  переходим в музей-Навигатор, о котором я упоминала чуть раньше.  Спустившись по крутой лестнице вниз, в подвальное помещение, мы познакомились  с коломенской деньгой,  знаменитым коломенским горшком, «золотной»  шелковой тканью с парчовой вышивкой. Отсюда и начинается прогулка путешественников. Музейный и городской маршрут. Вместе с экскурсоводом, одетой дамой в костюм 18 века,  начинается наша экскурсия по  Коломенскому Кремлю с сохраненными храмами: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм  Рождества Христова, Храм Великомученика Никиты и многие другие. Сразу же возникает мысль о том, что фашисты не дошли сюда, а ведь у нас  в Погаре практически все разрушено и сожжено немецкими оккупантами. Затем мы обедаем в кафе «Веселые истории» , едим, приготовленное по их рецепту консоме и булочки, а также слушаем коломенские легенды. При выходе из кафе нас встречает городовой, которого мне удалось сфотографировать. Далее мы садимся в автобус, экскурсия небольшая по городу и музей забытого вкуса-  «Коломенская пастила». Музейным предметом здесь является утраченный и возрожденный вкус яблочной сладости, где нас угощают воссозданным русским лакомством, и дамы увлекательно рассказывают связанные с ним городские легенды, традиции и привычки, а  мы проводим ее дегустацию. Несмотря на то, что пастилу готовят из яблок, но она еще у них есть и клюквенная, клубничная для влюбленных и даже пастила от запоя. Завершается наша поездка в Коломну посещением  музея-резиденции «Арт-коммуналка , Ерофеев и другие»-уникальный памятник советского быта. Поднимаясь на второй этаж ,мы попадаем в иную эпоху, ту, о которой пел В. Высоцкий «Все жили вровень, система коридорная: на тридцать восемь комнат, всего одна уборная.» Комнат здесь поменьше, зато концентрация артефактов на квадратный метр превышает мыслимые и немыслимые пределы. Нам сразу же предлагают поучаствовать в  квест- игре и побыть соседями по коммуналке, затем побывать на кухне –сердце коммуналки и попить «индийский» чай советского времени на упаковке со слоном с баранками . Неудивительно, что  музей «Арт- коммуналка» одновременно работает и как арт- резиденция, в которой гостят  писатели и художники России и мира.

Писатель Венедикт Ерофеев указан в названии не случайно. Он учился в Коломенском педагогическом университете и работал грузчиком в вино- водочном магазине, который располагался на нижнем этаже здания, в котором расположен музей. Восхищенные и удовлетворенные пониманием того, как же все здесь здорово поставлено, объединено музейное творчество и творчество производственное в единое целое. А мы посетили только всего  четверть музеев Коломны. Уже ближе к ночи мы переезжаем в Тульскую область  в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.

21 октября

Невозможно описать  эмоции от увиденного утром. Сама усадьба-заповедник художника  включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту художника в конце 19в. И усадебный парк- это тоже его детище, большинство деревьев посажено его руками. Хотелось- бы перечислить эти постройки.  Большой дом в три этажа. На первом находится портретная, столовая, библиотека и кабинет. На втором и третьем этажах- личные комнаты семьи и   комнаты, предназначенные для гостей. На втором этаже в большой светлой комнате мастерская  Василия Дмитриевича. Из окон  открывается  замечательный вид на реку Оку и заокские дали, на Тарусу и живописную речушку  Скнижку. Старинная мебель в доме, коллекции русского декоративного искусства, старые портреты на стенах, картинная галерея, состоящая  из работ  друзей Поленова, мастерская, пейзажная- все это переносило нас в 19 век. В усадьбе также расположились  детская избушка, аббатство- здание мастерской под красной черепичной крышей, построенное по проекту  Поленова в 1904г., адмиралтейство в настоящее время используется под выставочные залы, а чердачное помещение аббатства  используется  как склад театрального реквизита, декораций и костюмов ( в некоторых из них мы сфотографировались). Здесь проходят спектакли поленовского театра для школьников и сельской молодежи, устраиваются концерты и музыкальные вечера.  Церковь Святой Троицы. Необычный, один из красивейших уголков России, о котором не расскажешь одним словом, это нужно видеть. А сохраняют этот уголок из поколения в поколение родственники В. Поленова. В настоящее время директор этого музея и экскурсовод его правнучка Н.Ф. Поленова. И какой замечательный снимок получился у нас на берегу Оки в этом заповедном месте!

 

Пообедав в кафе, мы покидаем этот природный  уголок, заезжаем еще по дороге в церковь Святой Троицы и посещаем центр детского творчества. Все для сельских детишек, отремонтированные залы: танцевальный, зал для росписи и  гончарных изделий , работа на старинном ткацком станке.

Поздно вечером мы приезжаем в с. Ясная Поляна на родину Льва Николаевича Толстого и размещаемся в гостинице.

22 октября предпоследний день нашего путешествия.

Я об этом и не мечтала, что на следующее утро  окажусь  в музее усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная поляна». В экскурсию не входило посещение его могилы, но наша группа решила побывать на этом месте. Дальняя дорога в 2,5 км по осеннему сырому парку, проходя возле пруда, мостика  и застроек на территории усадьбы, привела нас к зеленому большому холму над оврагом. Таково было пожелание Л.Н. Толстого -захоронить его на этом месте.  После экскурсии по  усадьбе возникло желание  перечитать его повесть «Детство. Отрочество. Юность.» и роман «Анна Каренина».

Затем   мы встретились с сотрудниками волонтерской службы музея, познакомились с их проектом «Музейно-добровольческий волонтерский десант». Обсудили международные проекты музея с Юлией Вронской.

 Вечером был прощальный ужин в ресторане гостиницы. Из слов нашего ведущего координатора  Ирины Актугановой: «Очень сложная у нас была группа- но в конце концов мы сдружились и справились со своей задачей. А еще- вы теперь наша семья.» Это и были самые главные ее слова. Уходя, каждый из нас думал о своем. А я была так благодарна и фонду и моим коллегам дома, что я получила такую возможность: увидеть такие великие музеи и прикоснуться к прекрасному. А те идеи, которые у меня возникли во время поездки, я постараюсь внедрить у себя дома - в Погаре.

 Вот и все . Утром мы выехали в  Москву. По дороге заехали, завезли наших кураторов в музей-усадьбу А.Т. Болотова- русского ученого, одного из родоначальников русской агрономической науки 18 в. «Дворяниново» Там тоже несколько снимков. Расставание с Ириной и Алиной. У меня на глазах слезы. Спасибо им большое за все. Тихо в автобусе. Вот и Москва. Первое метро. И расставание с коллегами. Надеюсь на дальнейшее общение с ними.

                                        З.С. Карман-директор МБУК Музей «Радогощ»