Вы здесь : Главная / Новости / Призвание - директор школы
07.10.2021

Призвание - директор школы

Мы продолжаем знакомить Вас с работами победителей «Луферовских чтений». И сегодняшняя тема посвящена одной из важнейших профессий – профессии педагога. Выполнил её ученик МБОУ Погарская СОШ №2 Костяной Станислав

 

Введение. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!

И многими красотами удивлена ты: озерами многими, реками и кладезями многочисленными, горами крутыми, холми высокими, дубровами частыми, полями широкими… и замечательными людьми. В нашем районе живет Иван Анатольевич Маковень. Его все знают как директора Зареченской основной школы. Большую часть жизни он посвятил работе в школе, воспитанию подрастающего поколения. Но замечателен он не только этим. Это сильный, несгибаемой воли человек. Если он что задумает, то обязательно это исполнит. Умеет сам себя наставить на истинный путь. В своё время он отказался от престижной и хорошо оплачиваемой работы ради любимого дела. У каждого человека есть своя дорога, своя звезда… Эта звезда вела Ивана Анатольевича на родину, к старой, детской, заветной мечте. Целью моей работы является показать, как человек может делать себя сам, как он старается жить изо всех сил, преодолевая разные препятствия на своем пути. Объектом работы стала интересная судьба уроженца с. Заречное Маковня Ивана Анатольевича, а также стремление человека делать всё правильно, вовремя, контролируя и воспитывая себя. Предметом работы является становление человека, его развитие и самосовершенствование. При написании работы мною определены следующие задачи: - показать, как школьные годы формируют волю человека; - выяснить, как жизнь способна внести свои коррективы в намеченные планы и судьбу человека; - охарактеризовать самостоятельную жизнь Ивана Анатольевича Маковня как стремление выполнять любое дело добросовестно. Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна в наши дни. На примере жизни Ивана Анатольевича можно увидеть, что счастье человеку способно принести любимое дело, стремление жить по законам справедливости. Моя работа построена на воспоминаниях жителя села Заречное, директора основной школы Маковня Ивана Анатольевича.                                                           ДЕТСТВО.

Родился Иван Анатольевич Маковень 25 февраля 1944 года в с. Заречное Погарского района Брянской области. «Детство выпало на трудные послевоенные годы. Страна лежала в руинах. Есть было нечего. Одеть было нечего. Бегал в домотканых штанах. С весны до осени босиком. Ноги в цыпках до колен. Есть хотелось постоянно. Хлеба было мало. Пекли его из ржаной муки с добавление картофельного жмыха. Хлеб становился синим. Но такой вкусный был! Ел бы его целый день, да не было его вволю. Даже этого синего. Где ни бываешь, чем не занимаешься, все время думаешь о еде. Но не унывали. Бегали в лес за грибами, за ягодами, ловили рыбу, купались, ныряли с моста» - вспоминает Иван Анатольевич. Воспитывала Ивана Анатольевича мать одна. В селе трудно женщине без мужских рук. Поэтому Иван Анатольевич рано выучился сельскохозяйственным работам. Умел обращаться с лошадью, с плугом, бороной.                                              

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.

Когда Ивану Анатольевичу исполнилось 7 лет, пошел он белоголовый мальчик в домотканых штанах с полотняной сумкой в первый класс. Школа была в клубе: днем школа, вечером клуб. Парты были черные, доска черная, над доской висела керосиновая семилинейная лампа, даже не десятилинейная. Учебников не хватало. Один учебник был на троих человек. Писали перьевой ручкой. Чернильницу-выливайку носили в руках, чтобы не пролить чернила. Тетрадей не хватало. Нужно было беречь. «В школу приходили рано. Встречала тетя Валя- уборщица. Зимой в сильные морозы она снимала с нас платки, в которые заматывали нас матери» - вспоминает Иван Анатольевич. За отличную учебу и примерное поведение дали путевку в «Артек». В 5 класс Иван Анатольевич пошел в Юдиново, с той же холщевой сумкой, с той же выливайкой. Ходил пешком. Занятия начинались в 8 часов, поэтому из дома нужно было выходить в 6 часов утра, в мороз, и вьюгу. В любую погоду. За пропуски исключали из школы. Иван Анатольевич любил учиться, учился хорошо. Никогда не приходил в школу неподготовленным. Все поручения выполнял добросовестно. Учителя его тоже любили. (Учитель истории называл его льняным, т.к. волосы были у него белые). С детства Иван Анатольевич мечтал о работе учителя, но не сразу пришел в эту профессию. «Страна поднималась, преодолевая разруху, и мы это чувствовали по одежде» - говорит Иван Анатольевич. В 7 классе Ивану Анатольевичу купили коричневый костюм в полоску. Радости не было предела. А какое счастье испытал он, когда мать, продав картошку в Донбассе, привезла оттуда новенький сияющий велосипед «Харьков». Пришел Иван Анатольевич из школы, а в доме стоял велосипед. Он был так рад, что заплакал. Это было осенью. Ездил на нем только в сухую погоду. Через лужи переносил. Вспоминал Иван Анатольевич, как прислали им в колхоз автомашину ГАЗ-51 с деревянной кабиной. Сбежалось все село смотреть на нее. Сколько было радости, чтобы потрогаться за нее, не передать словами. Мальчиков всегда привлекала техника. Вот еще один случай с техникой вспомнил Иван Анатольевич. Играли они в ровке в войну. Вдруг показалась на горке машина. Кто-то крикнул: «Прячьтесь!». Почему-то все боялись. Думали, что заберут их. Все побежали в рожь и легли там. Машина забуксовала. Шофер с горки видел их, пришел звать на помощь. Они хотели бежать дальше, но шофер остановил: «Не бойтесь, я не за вами». Он попросил у них помощи. Они помогли ему. Машина очень грязная была. Детвора вызвалась помыть ее. Вымыли так, что она и новая не была такой чистой. А за это каждому разрешили посидеть за рулем, покрутить его. В заключении водитель провез в кузове метров сто. Они целый год вспоминали и рассказывали об этом. Сельские дети не только играли, но и с малолетства были приучены к труду. И любили трудиться. Каждое лето работал Иван Анатольевич в колхозе. За ним была закреплена лошадь. Ее звали «Ракета». Подвозил воду на жнивье и сенокос. Распахивал картошку. Был горд, что доверяли такую ответственную работу. На обед не ходили. Брали с собой кусок хлеба, бутылку молока, воду. «Пашешь, а все время о бутылке молока думаешь. Остановишься, - нарвешь щавеля, яблоко какое-нибудь съешь и работаешь дальше» - продолжал Иван Анатольевич. В то время было семилетнее образование. Иван Анатольевич закончил 7 классов с отличием. И так как дальнейшее обучение в школе было платным, решил пойти учиться на агронома, хотя всегда мечтал стать учителем. Играл в детстве в «школу». Отвез документы в сельскохозяйственный техникум в Кокино. Его приняли. Но в середине августа отменили плату за обучение в старших классах. Так, Иван Анатольевич пошел в 8 класс. Был рад, что учится в школе. Продолжал хорошо учиться. Никогда не отказывался от просьб учителей. Ночь будет учить, но выучит. Учитель русского языка и литературы Прасковья Тимофеевна, твердила ему, чтобы учился, ибо учеба сделает его человеком. Он до сих пор помнит эти слова. Когда обучался в 10 классе, копал вместе со своими одноклассниками траншею под фундамент новой школы. Копали после уроков. Осенью и весной. Работали дружно с огромным воодушевлением. Хотели, чтобы была новая школа, хотя им уже не придется в ней учиться. Испытывали гордость, что им доверяли строить храм науки.                  

СПЕЦИАЛЬНОЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ.

В 1961 году Иван Анатольевич закончил 10 классов школы хорошо. В колхозе ему сразу предложили должность бригадира. Наверное, на роду было написано быть начальником. И был у Ивана Анатольевича дядя Стефан, умный человек, который сказал ему, что нужно браться за ум. Как он говорил ранее, ему нравилась профессия учителя. Но видно, не суждено ему было прямым путем попасть в эту профессию. Для этого нужно было пройти определенные круги. Иван Анатольевич очень любил учиться, любил учителей, нравилось, как они преподавали, уважал их, а тех, кто учил его, готов был целовать. Считал, что учитель – человек святой, и он этого не достоин. Может быть поэтому, а может потому, что хотел скорее иметь свою «копейку» и не зависеть от матери, пошел учиться в Малоярославец на буровых мастеров, о чем он прочитал объявление в газете. Там платили хорошую стипендию. На 32 рубля можно было жить. Жили они на квартире, платили за квартиру 25 рублей – за эти деньги их еще и кормили. На оставшиеся 7 рублей одевались, ходили в кино и на танцы. Училище окончил досрочно, за один год вместо трех. Набирали из добровольцев группу ускоренной подготовки. И он пошел в эту группу. Между собой называли ее «25-я гвардейская». По окончании «25-й гвардейской», перед отправлением на работу, Министерство Обороны выдало 75 рублей. Это были такие деньги, которых Иван Анатольевич никогда не держал в руках. Он был горд, что будет сам зарабатывать деньги, не будет ни от кого зависеть. Мать тоже была довольна. Но спрашивала, почему он не учитель. Он ответил, что еще будет.                                    

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

И вот приехал Иван Анатольевич на буровую. Буровая вышка – 40 метров высотой. Прораб сказал, что нужно залезть на вышку, подтянуть блок. Залез . глянул вниз: Кажется, что корзина опускается до земли. Он там присел. Прораб был мудрый человек, понял, что боится. Поднялся и сказал, что будут работать вместе. И Иван Анатольевич почувствовал себя как на земле. Работал хорошо. Работу любил, работы боялся. Через 2 года был призван в ряды Советской Армии. Это был 1963 год. Служил в группе советских войск в Германии. И как-то проскользнуло у него, что он был на Кубе. Но вдруг спохватился и замолчал. Об этом Иван Анатольевич говорить не любит. Удалось вытянуть из него совсем немного. Служба далась нелегко. Был тяжело ранен. Многие его товарищи погибли, даже дети военных начальников. Еле остался в живых. Думал, что останется инвалидом. Но благодаря умению врачей и огромной-огромной силе воли и терпению, Иван Анатольевич выжил и удивляется, что живет до сих пор. Во время лечения в госпитале он удивлял врачей своим терпением. Его скручивали врачи, как говорится, в бараний рог, чтобы найти места чувствительности его ног. Он терял сознание, но терпел, не издавал ни звука. Прокалывали насквозь его ноги большими иглами, но он не чувствовал боли. Врачи вместе с ним не теряли надежды. И победили… После демобилизации вернулся в родное с.Заречное. Погостил дней десять и отправился на работу, на свою буровую. На буровой работает разный контингент. После всего пережитого, боясь, чтобы не сойти с «рельсов», обладая сильным характером, Иван Анатольевич вернулся домой.                             ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Вернувшись домой, Иван Анатольевич не мог сидеть без дела. Но не знал, чем будет заниматься. Зашел к ним в гости двоюродный брат матери, который работал учителем. А мать уже сказала, что Иван Анатольевич хочет работать учителем. И Иван Афиногенович отправил его к заведующему Трубчевским отделом образования. Нашел Иван Анатольевич в Трубчевске маленькое здание, как наше «Лесничество» на улице Пушкина, зашел к заведующему РОНО, и был назначен учителем арифметики и физкультуры в Романовскую школу. Так, он стал учителем. Надел яловые сапоги, галифе, осеннее пальто, белый шарф, фуражку. На «молоковозке» добрался до Романовки. Было ему двадцать с небольшим лет. В школе работали восемь молодых девушек. Там встретил свою одноклассницу, она научила писать поурочные планы. Надо было учиться. Поступил в институт. Бросил. Поступил опять. Как будто кто-то ставил палки в колеса. В 1986 году он окончил Брянский педиститут имени академика И.Г. Петровского по специальности «биология». Иван Анатольевич продолжает работать. Все его уважают: дети, родители, учителя, администрация. Он умел общаться с детьми, детей любил и любит сейчас. Избирают Ивана Анатольевича секретарем комсомольской организации колхоза «Правда» в Василевке. На учете 9 комсомольцев, а всего 110. Они забыты, не привлекаются к работе комсомольской организации. Начал знакомиться с ними, собрал их и стало на учете 110 человек. Увидели в райкоме организаторские способности. На собрание приехал Первый секретарь райкома партии Серый Михаил Дмитриевич. По недоразумению его даже не включили в президиум, за что было очень стыдно. Он был человек понимающий, и не принял это в обиду. Ровно через месяц вызвали в райком партии. Побеседовали. Ничего не предлагали. А на комсомольской конференции избирают Ивана Анатольевича членом райкома комсомола, где единогласно избирают Вторым секретарем райкома комсомола. Начался новый этап жизни. Старался работать хорошо. Жил в Погаре, был уже женат, предлагали квартиру в Погаре. Но эта работа была не по душе. Всё время тянуло в школу. Оставил эту работу и пошел в Синицкую школу. С тех пори и работает учителем. И гордиться своей работой. Так проработал он около 20 лет. Мог бы придти в Зареченскую школу и раньше. Директор Зареченкой школы Мария Григорьевна Приеменко звала работать в школу. Но он сказал, что придет сюда только директором школы, и будет долго работать. Что и сбылось. В 1984 году Маковень Иван Анатольевич был назначен директором Зареченской основной школы. Начал свою работу в этой должности с наведения порядка на территории школы. Вырубили кустарники, подровняли дорожки. Потом принялся за протекающую кровлю. Обратился к начальнику строительного участка Шевелеву, пообещал деньги, хотя их не было. Тот прислал бригаду, и работа закипела. Даже старый шифер не выбросили, аккуратно сложили. Потом пошел выпрашивать деньги, чтобы заплатить за работу. В спортзале провис потолок, так как кровля протекла. Сделали потолок. В коридоре прогнили полы. Сделал бетонный пол. В школе не было водопровода. Ходили за водой в колонку. Сделали водопровод, установили питьевой кран, умывальник. Сделали большую канализацию. Столовая была в старой школе. Готовили на дровах. Нужно было создать столовую. Один из классов оборудовали под кухню и столовую. Сделали отдельную канализацию. Поставил газовые плиты, холодильники. Котельная топилась углем. Правдами и неправдами добывал уголь. Страна газифицировалась. И Иван Анатольевич сделал смету в Брянском проектном институте. Сам поехал в Москву «пробивать» газ. Его отговаривали, чтобы не ехал. Никто не верил, что ему удастся подвести газ к школе. Почувствовал, что откажут. Сказал, что не уйдет из кабинета, пока не подпишут документы. И начальник проникся просьбой, подписал, и они даже подружились. Вместе с кочегарами Иван Анатольевич месил цемент, когда делали стояк. В школе стало тепло . не нужно было доставать уголь. Заслуга Ивана Анатольевича и в том, что столовая работала на собственной продукции: выращивали на участке картофель, лук, огурцы, фасоль. К каждому празднику были подарки. Сдавали яблоки, кабачки. Никого не заставлял. Но все приходили на ремонт школы. Вот что значит авторитет директора. Его до сих в селе все называют директором. Все силы и знания Иван Анатольевич отдавал своей родине, своему селу, своей школе. Каждый день Ивана Анатольевича начинался с обхода школы. Первым делом он шел смотреть туалет, все ли там в порядке. Затем нужно было зайти в котельную, убедиться в каком состоянии кочегары, потом здание школы: не холодно ли, не течет ли система отопления. И так изо дня в день, из года в год. 32 года. Он никогда не был в отпуске. Сколько открутил и закрутил гаек на батареях Иван Анатольевич за это время не счесть. Он часто это делал это сам, не доверяя никому. Он все должен знать сам, должен быть в курсе всего. Такой у него характер. Он и дома, в семье такой. Он должен о каждом члене семьи знать все. Иван Анатольевич прожил в браке со своей дорогой Славой Анатольевной, учителем математики 53 года. Рука об руку прошли они долгую жизнь. Он примерный семьянин, заботливый муж и отец. Он воспитал двоих детей. Сын Игорь Иванович служил на Черноморском флоте. Погиб при исполнении воинского долга в 1986 году, защищая рубежи нашей Родины от наглого поползновения врага. Невосполнимая утрата легла на плечи Ивана Анатольевича. Но даже это не сломило его волю, силу характера. Он продолжал жить, трудиться, воспитывать подрастающее поколение. Его ученики стали учителями, директорами школ, занимают высокие должности, имеют ученые степени. Дочь Алевтина Ивановна – фельдшер, учитель биологии. Зять Сергей Александрович – инженер-эколог, учитель физики и обществознания. Сейчас трудится в сельском хозяйстве. Вместе с Алевтиной Ивановной растит нам хлеб, картофель – занимается фермерством. Иван Анатольевич помогает воспитывать и учить внуков: внук Максим – программист, окончил магистратуру по специальности «Кредит и финансы», внучка Виктория – студентка 4 курса БГУ по специальности «таможенное дело». За какую работу ни брался Иван Анатольевич всегда выполнял ее добросовестно. Он награжден почетными грамотами Администрации и райкома Погарского района, почетными грамотами губернатора Брянской области, благодарственным письмом губернатора области. Был помощником губернатора Брянской области. В 1996 году Ивану Анатольевичу присвоено звание «Отличник народного образования». Иван Анатольевич обладает сильным характером и огромным терпением. Он не теряет самообладания. В трудные минуты он не показывает своих переживаний, продолжает шутить, напевать. Представить трудно, как ему это удается. Находясь в преклонном, серьезном возрасте он постоянно в движении, не может сидеть сложа руки. Он постоянно что-то делает. Он неутомимый труженик. Признается, что до сердечной боли любит сове родное село. Где бы ни был Иван Анатольевич, всегда стремится на родину. Он знает здесь каждый кустик, всех людей разных поколений по имени, отчеству и фамилии, знает их характер и нравы. Любит свою речку, на которой вырос. Ловил рыбу всю жизнь. Судьба подбрасывала испытания, он с честью преодолевал их. Поэт сказал: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей». Эти слова с полным правом можно отнести к Ивану Анатольевичу. Честь и хвала ему. Слава ему.