Вы здесь : Главная / Сол Юрок - возвращение на Родину

Сол Юрок - возвращение на Родину

Виртуальная выставка о Сол Юроке

Личность выдающегося музыкального деятеля Америки, импресарио Сол Юрока вызывает огромный интерес в США и России. Его жизнь и деятельность являются историей культурных связей между нашими народами. В США о нем написано несколько книг, снят фильм «Сегодя вечером мы поем», у нас же, в России, о Юроке известно очень мало. Мы приглашаем Вас на виртуальную выставку на его родину в пгт. Погар Брянской области в музей «Радогощ», что бы познакомиться с жизнью легендарного импресарио и узнать о его вкладе в мировую культуру.

Погар начала 20 века.

9 апреля 1888 года в многодетной семье погарского лавочника И.Д. Гуркова родился сын, которого нарекли Соломон. Заштатный город Погар Стародубского уезда Черниговской губернии представлял собой типичное малороссийское местечко с населением чуть больше 7 тыс. человек.

Еврейская община в то время занимала заметное место в жизни Погара. Дети учились в молитвенной школе при синагоге. В здании складов купца Брука местной интеллигенцией был организован первый городской театр, а у богатого еврея Мовшица была самая большая библиотека, книги которой брали бесплатно все погарцы с условием, что вернут их в чистоте и сохранности. Молодого Соломона тяготила тихая и размеренная жизнь заштатного городка, хотелось увидеть мир и найти свое место в нем. И только одна страсть удерживала Соломона в Погаре – народная музыка и песни. Он даже самостоятельно освоил игру на балалайке, но по собственному признанию был «худшим балалаечником в Погаре», а вот песни, которые пели погарцы, он мог слушать часами. Впоследствии он вспоминал: «Я прожил в Погаре всего 15 лет, но на всю жизнь запомнил и полюбил за душу берущие народные песни».

Сол Юрок в 18 лет.

Существует красивая легенда, в которой молодой Соломон однажды «по пыльной дороге» ушел навсегда из Погара в поисках счастья. Но это скорее всего легенда, в жизни же отъезд его не был столь романтичен. Отец собирался отправить его в Харьков учиться торговому ремеслу. После очередного бурного объяснения с отцом, Соломон вместе с невестой Тамарой Шапиро покинул Погар.

Нью-Йорк начала 20 века.

Потратив все выданные ему отцом на учебу деньги, Соломон и Тамара в мае 1906 года оказались в Соединенных Штатах. При оформлении документов, таможенник, не долго думая, упростил имя будущего импресарио и Соломон Гурков  стал называться иначе – Сол Юрок. Не зная ни одного английского слова, имея в кармане три российских рубля, он открыл в своей судьбе новую, сложную страницу. «В Америке я перепробовал несколько профессий, пока не выбрал ту, которой уже служу полвека. И, став импресарио,  я первым делом подумал о далекой России» - вспоминал впоследствии великий Сол Юрок.

Улицы Нью-Йорка.

 Ему было чем гордиться: он первым показал американскому зрителю Федора Шаляпина, выдающуюся русскую балерину Анну Павлову, познакомил с Сергеем Есениным и Айседорой Дункан, пригласил в Штаты композитора Александра Глазунова. Работал и с артистами из других стран.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Сол Юрок и Шаляпин.

Чарли Чаплин и Анна Павлова

 

Сол Юрок и Чарли Чаплин

Общаясь с талантливыми исполнителями, потакая их бесчисленным капризам, переживая победы и провалы, он учился. Известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги вспоминал, как Сол Юрок говорил ему, что один из первых уроков, который он вынес из общения со своими темпераментными звездами, - это необходимость проявлять сочувствие и еще раз сочувствие к их нелепым капризам.

Дейл Карнеги

С начала тридцатых годов Сол Юрок стал неоднократно приезжать в СССР и по кирпичику складывать фундамент будущих культурных обменов. Кроме высокого искусства и ностальгии по русской культуре в Россию его тянули и родственные корни, пытался и сам приехать в родной Погар, но сталинское руководство не смотря на то, что Немирович-Данченко лично представил И.С. Сталину Юрока, не разрешало ему свободно перемещаться по стране, ограничивая пребывание четырьмя городами: Москвой, Ленинградом, Киевом и Минском.

Сталин на выступлении

В годы второй мировой войны связи с СССР для Сол Юрока временно прервались. Во время оккупации Погара гитлеровскими войсками, семьи братьев Ильи, Иосифа и сестры Эсфирь, разделили трагическую участь погарских евреев. 21 ноября 1941 года у бывшей цегельни они были расстреляны.

Танки Гудериана форсируют Судость около Погара.

Место расстрела погарских евреев.

В 1950–е годы - Сол Юрок самый известный импресарио в мире.

О нем пишутся книги, снимаются фильмы.

Постер к фильму "Сегодня вечером мы поем"

С 1955 г. Сол Юрок начинает культурный обмен между нашими странами. Первыми с успехом выступили пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах. Они сделали запись с симфоническим оркестром, которым дирижировал Леонард Бернстайн.

Играет Давид Ойстрах

Фото Э. Гилельса

Огромный успех Моисеевского турне и общее улучшение политических отношений между двумя послевоенными сверхдержавами положили начало быстрому расширению гастролей советских артистов в Америке. 1959 год был особенно знаменательным. В апреле произошло то, о чем Сол Юрок мечтал почти 20 лет: Легендарный балет Большого театра впервые приехал в Соединенные штаты в девяти недельное турне. В свою очередь Советский Союз получил Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Леонарда Бернстайна. В сентябре Никита Хрущев первым из глав Советского государства посетил США.

 И.Моисеев и Сол Юрок

Афиша балета Большого театра.

Юрок боготворил балерин, исполняя их самые экстравагантные желания с радостью истинного балетомана. Среди звезд Большого театра, выступавших здесь в 1959 году, были и две величайшие русские балерины 20-го века, Галина Уланова и Майя Плисецкая. Юрок получал огромное удовольствие показывая Улановой специально оборудованные роскошные апартаменты где был холодильник с икрой, шампанским и другими предметами «первой необходимости для жизни балерины».

Майя Плисецкая и Сол Юрок

Середина 1960-х годов это пик гастрольных поездок в США.

Более сотни выдающихся исполнителей, артистов балета, театральных деятельных, с блеском выступали в США и Канаде.

Ансамбль "Березка"

Афиша ансамбля "Березка"

Сол Юрок и Галина Уланова

Мстислав Ростропович

Рудольф Нуриев и Сол Юрок

Программа выступления Рудольфа Нуриева

В 1958 г. Перед американцами впевые выступила темнокожая певица Мариан Андерсен. Сол Юрок, организовав это выступление, нанес удар по расизму в 1958 г. 

Мариан Андерсон поет гимн на инагурации Джона Кеннеди

Сол Юрок и Джон Кеннеди

В 1962 г. Разразился Карибский кризис:

В ответ на размещение США ядерных боеголовок в Турции, СССР разместил свои ракеты на Кубе. Мир был на грани атомной катастрофы. Сол Юрок, не смотря на это, с успехом провел гастроли балета Большого Театра в Нью-Йорке, показав миру, что искусство выше политических споров.

Хрущев выступает на трибуне ООН

Хрущев и Фидель Кастро

Джон Кеннеди объявляет блокаду Кубе

В середина 1960-х годов Сол Юрок привез на гастроли в США сотни советских артистов и открыл десятки блистательных имен.

Образцов, его куклы и Сол Юрок

Вывески театра Образцова в США

Программа выступления театра Образцова.

4 июня американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн» подбросила читателям нечто новенькое.
Газетный заголовок гласит: «Красные куклы направляются в США».
Русские, как и следовало предполагать, используют секретный метод управления куклами. Они
управляют ими снизу… С. Юрок помог русским найти театр, и куклы уже в пути. Гип-гип, ура!
«“Красные куклы” — жёлтые перья». —
«Известия». 08.06.1963.

Ван Клиберн и Сол Юрок

На приеме у министра культуры СССР К.А. Фурцевой Сол Юрок предложил организовать гастроли Ансамбля танца Сибири М. Годенко, на что Фурцева ответила «У нас же есть другие коллективы, Березка, ансамбль танца Игоря Моисеева», Сол Юрок усмехнулся и сказал: «Это необычный коллектив, когда ансамбль танца Моисеева только начинает, красноярцы уже заканчивают».

Ансамбль танца Сибири им. Годенко

В 1968 году, находясь на гастролях в США с оркестром имени Осипова, Людмила Зыкина встретила Юрока, который, под впечатлением от её концерта, посоветовал Зыкиной создать собственный музыкальный коллектив. Таким образом было положено начало ансамблю «Россия».

Из воспоминаний Зыкиной:

После выступлений в небольших городах поблизости от Нью-Йорка мы дали концерт в новом зале «Нью-Йорк филармоник холл» Линкольн-центра, посередине которого вскоре разместилась «Метрополитен-опера».

Публика неистовствовала. Грохот, топот, визг, свист… Раз десять я выходила на бис, пела «Оренбургский платок», «Течет Волга»… В тот вечер и встретила Юрока. Подтянутый, элегантно одетый, с улыбкой на лице, импресарио располагал к себе. Юрок сказал мне несколько добрых слов и пригласил на гастроли в крупнейших городах США.

— Не знаю, Соломон Израилиевич, поймут ли меня здесь, — засомневалась я.

— Почему не поймут? Русские народные песни мелодичны, просты для восприятия и по-своему красивы. Да и публика «живьем» впервые увидит русскую певицу с таким голосом.

Людмила Зыкина

Сол Юрок тонко и деликатно подмечал особенности артистов, которые потом превращались в артистические псевдонимы:

Белла Руденко – соловей вишневых садов Украины,

Пьявко – бриллиант Большого театра,

Вишневская – несравненная,

Ростропович – виолончелист мира №1.

Галина Вишневская пишет в своих воспоминаниях:

"Надо было видеть его, когда он появлялся в зрительном зале, особенно с артисткой. Это у него было рассчитано до последней мелочи. Когда публика уже расположилась в креслах, за три минуты до начала, он делал небольшой променад. Он не шел с женщиной, а преподносил артистку сидящей в зале публике. Помню, что вначале я ужасно смущалась таких его «парад-алле» и старалась скорее бежать к своему креслу, а он крепко держал меня за локоть и не давал двигаться быстрее, чем нужно по его задуманному плану.

 — Галиночка, куда же вы так торопитесь? Дайте им на вас полюбоваться, они же в следующий раз пойдут на ваш концерт."

К сожалению, потом атмосфера сопутствующая турне советских трупп спонсором которых был Юрок, стала более политизированной  и даже враждебной. Прежние проблемы - отказ советских граждан давать отпечатки пальцев, страх американцев перед приземлением «красных реактивных лайнеров» - переросли в негативное отношение к советским артистам, в бомбовые атаки, направленные на гастролирующие группы.

В 1972 году во время взрыв, осуществленного одной из террористических организаций в офисе Сол Юрока на 56 улице Нью-Йорка, погибла секретарша Айрис, многие сотрудники, включая Сол Юрока, получили ранения. Молодой советский поэт Евгений Евтушенко написал об этом событии:

Сколько друзей,

Соломон Израилевич

в офисе вашем

         в рамах под стёклами!

И на полу –

Станиславский израненный

Рядом-

Плисецкая полурастоптанная.

….Страшно мне

Муторно.

Не удержатся мне от гневного крика:

В чем виновата поэзия, музыка?

В чем виноваты

         Гармошка и скрипка?

Взрыв  в офисе Сол Юрока, пожарные выносят раненого Сол Юрока

Характерно что Юрок не сдавался. «Две страны, Россия и Соединенные Штаты, должны учится жить и работать вместе. Это всегда было одной из моих целей и будет , не взирая ни на какие обструкции».

Сол Юрок в последние годы жизни

5 марта 1974 года Великий импресарио ушел из жизни.

Могила Сол Юрока в Нью-Йорке, на еврейском кладбище

1992 году на родину импресарио Погар посетил известный американский исскуствовед Харлоу Робинсон результатом его поездки стала книга «Последний импресарио».

Харлоу Робинсон

Обложка книги "Последний импресарио" Харлоу Робинсона

В 2013 году в Погаре, на здании бывшей синагоги и молитвенной школы, была открыта мемориальная доска, посвященная Сол Юроку.

Открытие мемориальной доски

Мемориальная доска посвященная Сол Юроку в Погаре

И с  2013 года, в Погаре проводится разно жанровый фестиваль-конкурс юных исполнителей и коллективов.

Участники конкурса, посвященного Сол Юроку

Ростропович о Сол Юроке

 

Музей "Радогощ", сердечно благодарит всех кто помог материалами для создания этой других выставок посвященных Сол Юроку!